Прогулка по залам академии им. А.Л. Штиглица
Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской академии им. А. Л. Штиглица, или попросту «Муха», — далеко не самый известный питерский музей. Многим, правда, знакомо внушительное здание в стиле историзма, построенное по проекту Максимилиана Месмахера, а также знаменитый Большой выставочный зал с огромным стеклянным куполом. В собрании представлено русское и западноевропейское декоративно-прикладное искусство XVI — нач. XX в.; советское прикладное искусство; промышленный дизайн; коллекции русских изразцовых печей XVIII в.; советских тканей 1920-1940-х гг.
Как и при Месмахере, основную экспозицию музея Академии Штиглица открывает Аванзал.
Оформление Аванзала выполнено в стиле итальянского Возрождения, который был так любим архитектором Месмахером. Своды покрыты яркими декоративными росписями, напоминающими убранство плафона виллы Мадама (Villa Madama), построенной в Риме по проекту Рафаэля в начале XVI века и оформленной его учениками. Нарядные своды зала опираются на два ряда спаренных колонн из натурального мрамора, которые делят пространство зала на три нефа
Русский зал «Теремок»
Зал «Теремок» предназначался Месмахером для отдела древнерусского искусства. Декор этого сказочного зала напоминал палаты Теремного дворца в Москве. Пилоны, арки, своды были покрыты «лазорием чудным, золотом охры и теплой тьмой коричневых земель», отчего убранство зала казалось «живой сказкой, нашептанной русской природой». Подлинные росписи зала не сохранились, но и будучи восстановленными, они производят сильное впечатление.
Красочная роспись, покрывающая пилоны, арки и своды зала, создает праздничное, сказочное ощущение. Нижние части стен Теремка и обрамления оконных проемов набраны из цветных изразцов, выполненных преподавателем майолики керамистом Э. Кремером и его учениками, Майолика, по счастью, пережила перипетии истории и по-прежнему сверкает яркими блестящими красками.
На выходе из зала можно увидеть кованые ворота немецкой работы XVI века.
Малые Итальянские галереи
Итальянские галереи с красочными расписными сводами. В этих помещениях демонстрируется интересные образцы мебели различных исторических эпох. Все эти предметы позволяют будущим мебельным мастерам и простым посетителям музея познакомиться с разнообразием методов отделки и декора дерева.
Зал изразцовых печей
В XVI-XVII веках изразцовые печи стали появляться в храмах, трапезных, парадных княжеских и боярских хоромах, а в XVIII столетии — и в обычных жилых помещениях [5]. В то время изразцовые орнаментальные печи стали неотъемлемой чертой зажиточного русского дома. Они грели, «кормили», украшали жилище и вносили в него уют. Не удивительно, что о красоте печей заботились не меньше, чем о красоте одежды и утвари.
Зал Медичи
Вышеназванный небольшой зал под условным названием Византийская комната соседствует с так называемым залом Медичи. Данный зал получил название из-за росписи плафона: в медальонах изображены профильные портреты представителей династии Медичи (врача и просветителя Козимо Медичи и его внука папы Льва X), а также дожа Леонардо Лоредана и скульптора Федерико Урбино. Портреты создавали талантливые мастера Михаил Салтыков и Иван Шелошенков.
Кроме того, важным элементом отделки зала являются яркие керамические балясины небольшой лестницы
Большой выставочный зал в настоящее время не относится к музею, но иногда сюда удается попасть и простым посетителям. Этот двухэтажный зал, напоминающий двор итальянского палаццо, изначально предназначался для студенческих и преподавательских выставок. Он был самым большим не только в музее, но и во всем Петербурге. По периметру зал окружен эффектной двухъярусной галереей, которая создает наилучшие условия для обзора экспозиции. Эта аркада служит опорой для двойного стеклянного перекрытия (первоначально внутренний купол был витражным, а в межкупольном пространстве располагалась оранжерея). По аналогии с фасадом здания, зал украшен фризом со скульптурными портретами художников, архитекторов и скульпторов
Аркады второго яруса разделены мощными пилонами, декорированными четырьмя колоннами. На галерею второго этажа ведут полудуги двухмаршевой мраморной лестницы
Адрес Санкт-Петербург, Соляной пер., 15.