ЭСТЕТИКА ЭРМИТАЖА

ЭСТЕТИКА ЭРМИТАЖА

«Ступени истории» – так несколько метафорично называют Иорданскую лестницу некоторые искусствоведы. Будучи кратчайшим путем в покои императрицы, она помнит и осторожную поступь Екатерининских фаворитов, и крестные ходы к святой воде, а во время «Зимних балов» на ее площадках накрывались столы, за которыми ужинали высокие гости. Тяжелые шаги революционных матросов, немецкие снаряды во время Великой Отечественной войны… Их тоже помнят эти ступени. Стены покрывает барочная золоченая лепнина, какая была при Растрелли. При реконструкции в начале XIX века Стасов добавил элементы классицистического стиля — воинские регалии над окнами. Также изменилась и общая цветовая гамма: вместо розового здесь стал преобладать белый. Пол, ступени и балясины выполнены из ценного итальянского мрамора, который добывали в Каррарских каменоломнях. А колонны на верхней площадке — из натурального серого гранита вместо искусственного розового мрамора. В 1898 году для освещения пространства лестницы были изготовлены электрические люстры и бра из цветного металла, позолоченные гальваническим способом. Их эскизы придумал Леонтий Бенуа в необарочной стилистике, а изготовил петербургский завод Морана.

ЭСТЕТИКА ЭРМИТАЖА
ЭСТЕТИКА ЭРМИТАЖА

Статуи, которые украшают Иорданскую лестницу, приехали сюда из Летнего сада и Таврического дворца. Они были изготовлены в Италии и привезены в Петербург ещё в петровскую эпоху. «Власть», «Справедливость», «Могущество» – эти названия скульптур отражают все те смыслы, которые были заложены архитектором в XIX веке.

ЭСТЕТИКА ЭРМИТАЖА
ЭСТЕТИКА ЭРМИТАЖА
ЭСТЕТИКА ЭРМИТАЖА

Лоджии Рафаэля в Эрмитаже Санкт-Петербурга — самый необычный зал Большого Эрмитажа. Своим появлением здесь лоджии Рафаэля обязаны, вы не поверите, недомоганию императрицы. Екатерина II сильно простудилась и чувствовала себя не совсем хорошо. А тут ещё и унылый пейзаж за окном, который изрядно портил настроение государыни. На дворе стояла осень 1778 г.Чтобы хоть как-то утешить себя, царица взяла в руки альбом с раскрашенными гравюрами. Ей попались на глаза изображения галереи дворца Папы в Ватикане: на стенах — ковер из орнамента, на сводах — сцены из Ветхого и Нового Заветов. Все фрески по рисункам самого Рафаэля выполнили его ученики и помощники. Екатерина тут же повелела:Немедленно скопировать в натуральную величину эти своды, а также стены. И я даю обет святому Рафаэлю во что бы то ни стало выстроить эти лоджии и поместить в них копии. Так как непременно нужно, чтобы я видела, каковы они. Сегодня, в XXI веке, можно увидеть копию росписей ватиканских Лоджий Рафаэля в том виде, в котором они были задуманы Екатериной Великой и осуществлены по её повелению. Можно сказать, что «Лоджии Рафаэля» — это единственный из интерьеров екатерининского времени в эрмитажном комплексе, сохранившийся в его оригинальном виде.

ЭСТЕТИКА ЭРМИТАЖА

Зал Леонардо да Винчи. Архитектор: Андрей Штакеншнейдер, 1858. В Двусветном зале Старого (Большого) Эрмитажа представлены шедевры музея — два произведения крупнейшего мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи — «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». Второе слово в названии ,«Бенуа» или «Литта» , как Вы знаете, это имена прошлых владельцев картин. В отделке зала сочетаются светлый стюк с цветным камнем (порфировые и яшмовые колонны, лазуритовые вставки в мраморных каминах) с позолотой. Зал украшают живописные панно и плафоны. Двери декорированы в стиле «буль» — пластинками черепахового панциря и золоченой латуни. 

ЭСТЕТИКА ЭРМИТАЖА
ЭСТЕТИКА ЭРМИТАЖА

В 19 веке в Северном павильоне Малого Эрмитажа архитектор Андрей Штакеншнейдер создал одно из лучших своих творений — Павильонный зал, который отличается изяществом, изысканностью и гармонией. В его убранстве тесно переплелись античные, мавританские и ренессансные мотивы. Широкие окна, светлый мрамор с позолотой лепного декора и нарядный блеск хрустальных люстр наполняют помещение светом и воздухом. Легкие белоснежные колонны, ажурные золоченные решетки и двухъярусные аркады напоминают интерьеры восточных дворцов.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии